Menu

Пропорции головы изменение пропорций головы от формы черепа

Как рисовать портрет, если не знаете пропорций головы?


Если вы их не знаете, то не знаете, как рисовать и портрет человека, скорее всего у вас, ничего путного не получиться.
Чтобы правильно нарисовать портрет человека, нужно знать основные пропорции головы и черепа.

Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз находится примерно на середине лица. Даже самый простой рисунок должен это учитывать.
Рисунки головы полезно делать, используя в изображении разные повороты и наклоны.
Научиться рисовать портрет, чтобы он был похож, довольно сложно, но постепенно с практикой портреты будут лучше получаться.

Условно лицо можно разделить по пропорциям на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять одинаковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа. Вот основные пропорции головы, но они лишь базовые, индивидуальные особенности придают именно неповторимость.
Базовые пропорции классической головы, которые могут измениться от формы черепа
Рисунок 1. Базовые пропорции классической головы, которые могут измениться от формы черепа.
Классические пропорции головы.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа.
Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа.
Разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.
А как научиться рисовать голову, если она повернута или в сильном наклоне? Точно так же.
Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия называется срединной и служит для построения парных симметричных форм.
На видео представлены наброски скетчи к портрету девушки, и рисование ведется с учетом пропорций головы. Наброски к портрету ведутся в поисках более выгодного и эффектного положения головы. Делается три наброска. Один из них служит основой для последующего портрета.

В видео ролике видно, что для каждого поворота головы идет построение, основанное на пропорциях натуры.
Нарисовать правильный портрет без знания пропорций просто не получиться
Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом. Важно сразу же научиться рисовать портрет, используя все пропорции.
Но не все так легко, как может показаться!
Форма головы по пропорциям бывает разных типов.
Широкие, узкие, приплюснутые и т.д. формы черепа и еще расовые признаки накладывают свои особенности.
При рисовании портрета надо учитывать разное выражение лица человека. Научиться рисовать голову еще не значит уметь передать эмоциональность персонажа.
Видите сколько тонкостей, но все не так сложно. Познакомимся с индивидуальными особенностями в пропорциях головы!
Пропорции женской головы ясно видны в этой скульптуре
Пропорции мужской и женской головы. Изменение пропорции головы мужской и женской.
Что необходимо учитывать при рисовании портретов.

На рисунке женский портрет Дезидерио да Сеттиньяно находящийся в Берлине. Видно, что строение женской головы отличается от мужской, и голова имеет свои специфические женские анатомические признаки. Половые особенности черепов являются постоянной характеристикой и их необходимо учитывать при рисовании по воображению и вообще исполнению портретов. Но у различных этнических групп половые признаки выражены неодинаково ярко в особенностях головы.

Мужские черепа массивнее и тяжелее женских. У них толще стенки и сильнее очерчена связь с жевательным аппаратом. Это особенно выражено в лицевом отделе. У мужчин более крупные и массивные зубы, сильнее челюсти и у них более острый угол. Свод черепа также имеет отличительные черты. Лобная кость мужчин имеет сильно выступающие надбровные дуги и глабеллу. Также утолщены глазничные дуги. Лобная кость имеет вертикаль лба с еле заметными бугорками. У женщин же наоборот вертикальная часть менее наклонена и кажется более выпуклой из-за выступающих лобных бугров. Глабелла и надбровные дуги сглажены.
По отношению к наибольшей ширине головы лоб у женщин шире, чем у мужчин. У женщин теменная область более выпукла за счет более выраженных теменных бугров. Затылочная кость развита сильнее, но мягче очерчена. Меньше выступы выйных линий и затылочных бугров.
У женских черепов больше сходства с детскими, за счет тенденции к сферической форме и подчёркивается выпуклостями лобных и теменных костей. Сравнительно небольшой лицевой отдел еще больше дополняет сходство. Еще его подчеркивают широкий разрез глазниц, мелкие зубы и деликатная нижняя челюсть с широким углом. Это сходство приписывают более быстрому развитию женского черепа и раннему прекращению роста, в стадии подросткового периода. Половые различия черепов начинают проявляться с наступлением периода полового созревания.
Пропорции головы искажены вверх. Высокая голова – гипсикефал.
Изменение пропорций головы от формы черепа и индивидуальных особенностей

У всех людей разные пропорции головы,  носящие индивидуальный характер. Познакомимся с основными характерами типов лица.

Рисунок 2. Пропорции головы искажены вверх. Высокая голова - гипсикефал. Ушная раковина находится на нижней половине высоты головы человека. Портрет эпохи Римской республики, находится в Капитолийском музее Рима.
Пропорции головы с низкой центровкой – хамекефал.
Рисунок 3.  Пропорции головы с низкой центровкой - хамекефал. Ушная раковина по центру. Портрет эпохи Римской республики, находится в Государственном  музее Берлина.
Пропорции головы с широким лицом - сурипросоп
Рисунок 4.  Пропорции головы с широким лицом - сурипросоп. Обе половины лица относительно одинаковы. Ушная раковина центрирует высоту головы. Портрет Друзуса Старшего, 2 век до н.э. Портрет эпохи Римской республики.
Пропорции головы на примере длинного лица – лептепросоп.
Рисунок 5.  Пропорции головы на примере длинного лица - лептепросоп. Удлинение лица за счет субназального сегмента и ушная раковина расположена относительно высоко. Маска портрет Римской республики.
 Пропорции головы в фронтальной норме.
Рисунок 6 а.  Пропорции головы в фронтальной норме.

1. Максимальная ширина свода черепа;
2. Минимальная ширина фронтальной кости;
3. Ширина лица на уровне скуловых дуг;
4. Морфологическая высота лица n-ng; высота носовой части n-ns, высота верхней части лица n-pr;  высота альвеолярной части ns-pr и нижней части pr-gn;
5. Угловая ширина нижней челюсти;
6. Высота верхней части лица;
7. Высота носа;
8. Высота альвеолярной дуги:
9. Высота нижней части лица.
Пропорции головы в боковой норме
Рисунок 6 б.  Пропорции головы в боковой норме, показаны основные углы и диаметры.

1. Максимальная длина черепа;
2. Длина основания;
3. Высота черепной коробки po - v;
4. Угол профиля лобной кости:
5. Угол профиля в целом;
6. Угол носового профиля;
7. Угол альвеолярного профиля;
8. Угол профиля нижней челюсти:
9. Угол ветви нижней челюсти:
10. Сагиттальный угол входа глазницы.
Ориентировочная горизонтальная плоскость OAE.
Пропорции головы от ребенка к взрослому

Рисунок 7.  Пропорции головы от ребенка к взрослому с ростом черепной коробки
(по Велькеру).
Пропорции головы в вариантах черепно-лицевых форм спереди.
Рисунок 8.  Пропорции головы в вариантах черепно-лицевых форм спереди.
А- длинное лицо за счет удлинения нижней части. Скуловой доминирует над поперечным диаметром черепной коробки. Черепно лицевой контур шестиугольной формы. Узкий лоб.
В. Среднее лицо. поперечный диаметр  черепной коробки доминирует над двумя другими диаметрами лица. Широкий лоб. Черепно-лицевой контур убывает по направлению к лицу, приближаясь к форме прямоугольника.
С. Короткое лицо имеет ярко выраженную четырехугольную форму. Лоб средней величины. Поперечные диаметры убывают по направлению к черепной коробке.
Рисунок 9.  Представлен упрощенный анализ морфологических типов голов, представленных в рис. 8. Анализ пропорций головы посредством продольного и поперечного диаметра лица.
1. Максимальный поперечный диаметр свода черепа;
2. Максимальный поперечный диаметр лица;
3. Бигониальный диаметр;
4. Ширина лба (минимальный поперечный диаметр).
А. - Шестиугольный черепно-лицевой контур. В. -  Трапециевидный контур с основанием направленным вверх. С. Контур трапеции с основанием направленным вниз.
Пропорции головы ребенка, женской и мужской.

Рисунок 10. Пропорции головы ребенка, женской и мужской. Чертежи Готтфрида Шадова. Сравнительный анализ для изучения пропорций головы ребенка и взрослого человека. Также представлены кисти рук и стопы ног.
пропорции головы ребенка для портрета
Рисунок 11. Череп шестилетнего ребенка в наклоне, по которому можно определить пропорции головы ребенка для портрета.
Портрет девочки.

Портрет мальчика. Пропорции головы ребенка имеют решающее значение в детских портретах.