Элифас Леви (Альфонс Луи Констант, 1810 1875) несостоявшийся католический священник, некогда фанатичный сектант, затем разочаровавшийся революционер, наконец, трезвомыслящий писатель-оккультист, снискавший себе на этом поприще мировую известность, благодаря своим знаниям, опыту и писательскому таланту. «Ключ к великим тайнам» третья и, пожалуй, главная книга среди его работ по Высшей Магии, которая обобщает и завершает две предыдущие книги его Трилогии, каковыми являются «Догмат и ритуал высшей магии» и «История магии». Предлагаем отрывок из его третьей книги.
![]() |
КНИГА II. МАГИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ВОЛИ
Человеческая жизнь и её неисчислимые трудности имеют целью, в порядке вечной мудрости, воспитание воли человека.
Достоинство человека состоит в том, чтобы делать то, чего он желает, и желать добра, в соответствии со знанием истины.
Добро, соответствующее истине, это правда.
Правда это применение разума.
Разум это дееслово[46] реальности.
Реальность это знание истины.
Истина это идея, тождественная с бытием.
Человек приходит к абсолютной идее бытия двумя путями опытом и гипотезой.
Гипотеза является достоверной тогда, когда она основывается на изучении и опыте; и она недостоверна или абсурдна, когда она отвергается изучением.
Опыт это знание, а гипотеза это вера.
Истинное знание неизбежно признаёт веру; истинная вера неизбежно считается со знанием.
Паскаль клеветал на знание, когда он сказал, что разумом человек не может прийти к познанию никакой истины.
Вот почему Паскаль умер безумным.
Но и Вольтер клеветал не меньше на знание, когда он объявлял абсурдной всякую гипотезу веры, и не принимал в качестве руководства разума ничего, кроме свидетельства чувств.
Вот почему последнее слово Вольтера выразилось в такой противоречивой формуле:
БОГ И СВОБОДА.
Бог, можно сказать, есть верховный хозяин, а это исключает всякую идею свободы, о которой учила школа Вольтера.
А свобода, можно сказать, есть абсолютная независимость от всякого хозяина, и это исключает всякую идею Бога.
Слово БОГ выражает верховную персонификацию закона и, как следствие, долга; и если под словом СВОБОДА захотят понять вместе с нами ПРАВО ИСПОЛНЯТЬ СВОИ ДОЛГ, мы, в нашу очередь, возьмём в качестве лозунга, и повторим уже без противоречия и без заблуждения:
БОГ И СВОБОДА.
Как для человека нет свободы, кроме как в порядке, происходящем из истины и добра, то можно сказать, что завоевание свободы это великое дело человеческой души. Человек, освобождаясь от дурных страстей и служению им, в некотором смысле, творит себя во второй раз сам. Природа дала ему жизнь и страдания; он даёт себе счастье и бессмертие: так он становиться представителем божества на земле и практикует, в своём масштабе, всемогущество.
АКСИОМА I
Ничто не противиться воле человека, когда он знает истину и желает добра.
АКСИОМА II
Желать зла это желать смерти. Извращённая воля начало самоубийства.
АКСИОМА III
Желать добра с яростью это желать зла; ибо ярость вёдет к беспорядку, а беспорядок ко злу.
АКСИОМА IV
Можно и должно принимать зло, как средство добра; но никогда не надо ни желать его, ни творить его, иначе будете разрушать одной рукой то, что строите
другой. Добрая вера никогда не оправдывает дурных средств; она их исправляет, когда их претерпевают, и проклинает, когда их предпринимают.
АКСИОМА V
Чтобы иметь право владеть вечно, надо желать терпеливо и долго.
АКСИОМА VI
Провести свою жизнь в желании того, чем невозможно владеть вечно, это отречься от жизни и принять вечность смерти.
АКСИОМА VII
Чем больше препятствий преодолевает воля, тем сильней она становиться. Именно поэтому Христос прославил нищету и страдания.
АКСИОМА VIII
Когда воля предаётся абсурду, она отвергается вечным разумом.
Воля праведника это воля самого Бога, таков закон природы.
АКСИОМА X
Ум видит благодаря воле. Если воля здорова зрение правильно. Бог сказал: Да будет свет! И стал свет; воля говорит: Да будет мир таким, каким я желаю его видеть! И ум его видит таким, каким пожелала воля. Именно это означает слово да будет так, которое подтверждает действия веры.
АКСИОМА XI
Когда себе создают призраков приводят в мир вампиров, тогда приходиться кормить этих детей преднамеренного кошмара своей кровью, своей жизнью, своими умом и разумом, не имея возможности их насытить когда-либо.
АКСИОМА XII
Утверждать и желать то, что должно быть это творить; утверждать и желать то, чего быть не должно это разрушать.
АКСИОМА XIII
Свет это электрический огонь, поставленный природой на службу воле: он просвещает тех, кто знает его употребить, но обжигает тех, кто им злоупотребляет.
АКСИОМА XIV
Власть мира это власть света.
АКСИОМА XV
Великие умы, воля которых плохо уравновешена, напоминают кометы, являющиеся несостоявшимися солнцами.
АКСИОМА XVI
Ничего не делать также пагубно, как и делать зло, только это более подло. Самый непростительный из смертных грехов это бездействие.
АКСИОМА XVII
Страдать это трудиться. Перестрадать великую боль это совершить великий шаг. Те, кто много страдают, живы больше, чем те, кто не страдают.
АКСИОМА XVIII
Добровольная смерть через самопожертвование не самоубийство, но апофеоз воли.
АКСИОМА XIX
Боязливость это не что иное, как леность воли, и именно поэтому общественное мнение клеймит трусов.
АКСИОМА XX
Научитесь не бояться льва, и лев будет бояться вас. Скажите боли: Я желаю, чтобы ты стала наслаждением, и она станет наслаждением, даже больше наслаждения она станет счастьем.
АКСИОМА XXI Цепь из железа разорвать легче, чем цепь из цветов.
АКСИОМА XXII
Прежде чем объявить какого-то человека счастливым или несчастным, выясните, что из него сделало направление его воли. Тиберий ежедневно умирал в Капрее, тогда как Иисус доказывал своё бессмертие и свою божественность даже на Голгофе и на кресте.
Читайте продолжение в Источнике